Телефон 8-910-400-22-54 8(945)333-50-90 Адрес: scouts-100lisa@narod.ru
Мой профильРегистрацияВход 16 Апреля 2024 Вторник 21:35

Описания походов

Походы по Линии Обороны Москвы

У скаутского отряда Проспект Вернадского есть традиция: на первомайские праздники отправляться в 2-3-х дневные пешие походы.
       В 2002 году, при подготовке такого похода, возникла идея пройти пешком по линии обороны Москвы от Яхромы до Тулы.
Пеший туризм не является профилем нашего отряда, и идея нас немного насторожила: ведь протяженность всего маршрута составляет более 400 километров. Причем, мы предполагали пройти так, чтобы повторить линию обороны в местах её максимального приближения к Москве, включая все «изгибы» расположения советских и немецких войск.

Карта расположения линии фронта в Московской операции в ноябре - декабре 1941 (желтым цветом места наибольшего отхода советских войск, примерно) и маршрута передвижения (составлена позднее)

Во-первых, точных данных о расположении войск (на картах масштабом 2 км.) мы, конечно, не нашли.  Во-вторых, знаки на картах (даже выпуска 2002 года) и реальность часто не просто расходились, а противоречили друг другу.
Через болота и буреломы, петляя по просекам, мы дошли до Зеленограда. Первая часть, пусть и не без проблем, пройдена.
В наших головах часто крутилась мысль о том, что нам просто трудно или болят ноги и спины, а зимой 1941-го…
Поколение ребят 12-15 лет не помнят своих родственников – участников войны и для них война уже что-то очень далёкое. Наверное, что-то ёкнуло в их сердцах, когда на мемориальной стеле в Красной поляне мы нашли имя дедушки одного из наших роверов…
Текст от Андатры! Правке, пока, не подвергался!!!
Первый в моей маленькой практике поход с  такими условиями. (2002 год)

Мы собрались у метро и поехали. Приехав на вокзал, сели на электричку и наши приключения начались. Доехали до станции Яхрома. Потом зашли в запретную зону, с которой нас поперли (это зона шлюзов). Труден был переход платформы. На фоне домов виднелись корабли какие-то.  Примерно через 10 минут мы подошли к памятнику, стоящему на самой восточной точке, до которой дошли враги. Это был какой-то солдат, издалека не видно.
Затем нам предстояло подняться в гору к храму, построенному в начале 19 века. Колокольня была почти разрушена, а здание церкви с виду напоминало театр.
    Потом мы шли, и впереди виднелся костер. Это была окраина деревни Степаново. Ребята пошли в разведку, искать место стоянки, а мы заныкались в поле. Борисовна с умным видом разглядывала карту, все остальные прятали лица. Но вот вернулись наши мальчики с новостями для нас не столь приятными. Все кучкой двинулись вперед. Шли медленно, создавая у местных впечатление, что нас много и мы их почти не боимся.
     Потом мы стали искать переход через ручеёк. Первая группа (Борик) ушла, не дождавшись вторую, а я потеряла замочек от серёжки – Настя нашла.  Потом и сама сережка выпала – нашел Рома. В общем, все встретились на привале. Ребята пять в разведку. Начинался дождик. Впереди был нелегкий путь через болото. Шаг в сторону и Тетя Лена нырнула по это самое. Через 30 минут мы встали на ночевку ( не доходя до речки Волгуша.  Всего за день прошли 8 км. Не забывайте, что когда мы вышли из электрички было уже темно) Самыми первыми поставились Ламы, точнее то, что от них осталось. Быстро и оперативно натянули тент, развели костер и пошли спать, первоначально подсушив свои вещи. Утром я проснулась от того, что Оля просила рис. Мы с Пот. встали и вышли к костру. Всё было путем и к 13 часам мы были уже готовы идти дальше. Впереди вставали томные и длинные, холмистые и заболоченные 7 км.
День второй. (примерно 10 км)
Перед нами встал выбор: или через реку по бревну или вплавь, через брод. Не все рискнули по бревну. Особенно после того, как Борисовну пришлось вести за ручку (ну плохо у меня с равновесием). Сразу после реки возвышалась гора, взобравшись на которую все лежали как убитые. На вершине был подъемник (д. Стреково) . Потом мы вышли на дорогу и шли, шли и шли. Ну, а вскоре мы зашли в лес, где и потеряли свои координаты: кругом бурелом и болото. Мы вышли на поле, потом спросили где мы. Пошли обратно. Борисовна пошла искать озеро (предполагалось встать на ночь у озерка юго-восточнее д. Григорково, но оно пересохло и превратилось в лужу 3*3 метра). Все остались её ждать. Через 30 минут она позвонила и сказала, куда идти. Через бурелом мы переходили долго, но прикольно! (пришлось идти на разведку в поисках воды. Пройдя по просеке, я наткнулась на группу туристов, которая любезно разрешила нам встать рядом и показала ручеёк) Наконец, мы нашли её, встали, разложились, и, наконец, поели (обед), ужин не дождался почти никто. Но старшие дождались и … справили Борин д/р. А еще мы поймали ёжика. Сфоткали и отпустили. Собрались и пошли. Сегодня поведет нас Настя.
День третий. (примерно 12 км)
Мы идем по просеке. Дошли до шоссе, не найдя продолжения просеки, ломанулись в лес. Шли вдоль ручья, схожего с болотом. Вода в наших запасах постепенно заканчивалась. Потом я нашла грибы и мы вновь на буреломе. И вновь шоссе. Увидели Хорошилово. Сказали, что это частная собственность и хотели отправить нас в обход, но потом пожалели и проводили через дома, где на нас чуть не набросилась собака. Потом, пройдя по полю и бурелому,  мы заблудились, встретили солдат, которые сажали ёлочки, сделали крюк, и всё же не сдавались.( ну не то чтобы мы заблудились... Если посмотреть на карту, то от Хорошилово до Лупаново леса, а перед нами, после небольшого перелеска, предстало общирное открытое пространство. Потом нам сказали, что это наши военные так местность меняют в районе своих частей. Сначала вырубают, а потом ёлки сажают)  Вода уже давно закончилась и впереди её не представлялось. Но вот впереди долгожданное Лупаново. Мы набрали воды и тут же её почти всю выпили. После этой деревушки мы пошли по дорожке, сделали привал и еще через несколько минут увидели Зараменье. Еще один привал на остановке. Нам сказали, что впереди магазин и мы направились в Белый Раст. Отоварившись по полной, все, довольные и полные сил,  направились к станции 115 км. (нам -руководителям, не понравилось настроение местных подростков и мы приняли решение не продвигаться вглубь населенного пункта - к церкви и памятнику. Мы планировали скорую ночёвку и гости нам были не нужны) По дороге Печь играл в древних скифов, убивая вражеские отряды. Потом ему на помощь пришли Роман и Борян.
Прейдя через железнодорожные пути, мы были уже близки к цели. Впереди виднелся лес к которому мы шли по реке.
Вот мы уже и поставились и даже поужинали и начался «День тупости», а точнее вечер, начался все сидели и пороли всякую ерунду. Смеялись мы до отбоя, а старшие и после.
День четвертый. (примерно 17 км)
Сегодня всем стало известно, что мы ели на ужин: это были червяки из реки. Мы немножко проспали подъем, потом быстро собрались, поели и в путь.
Сегодня нас ведет Роман. И путь сегодня не близкий.
На этом записи Андатры заканчиваются, и не мудрено... На следующей стоянке ручку уже никто не мог держать. Начался самый тяжелый день.
    Мы двинулись к Саморядово. Там мы пробыли очень долго в ожидании местного лесника у которого хотели узнать ориентиры просек. Лесник направил нас по ЛЕП. Карта, которая расположена на сайте более подробная, а тогда у нас была 2-х километровка, где часть объектов была не обозначена. На этой карте видно ответвление ЛЕП на совхоз Останкино, но на той карте его не было. Когда мы свернули с ЛЕП не помню... Через несколько часов мы вышли на открытое пространство с 7 полосами бурелома, предположительно в районе высоты 227,2 . Вообще, такие полосы мы встречали только в этой местности. Такое ощущение, что это загородительные полосы перед военными объектами. Представляете деревья, уложенные в ровные полосы высотой около 2 метров. Кое где, можно было найти узкие проходы, но иногда приходилось брать штурмом. Леша с Борей отправились на разведку и вскоре сообщили, что вышли на узкоколейку. На нашей карте ничего подобного не было. Как мы вышли именно там, где планировали (у лесничества), мы не знаем.
     Дальше мы планировали углубиться в окраины Лобни и встать в районе Красной поляны. Добрые местные жители сказали, что там прохода нет. Уже темнело. По полной темноте мы пошли по шоссе до поворота на Лобню. Именно на этом повороте находится мемориал павшим воинам. Именно здесь похоронен дедушка нашей Андатры.
     Встали мы поздней ночью рядом с речкой и частными домами. Насколько я помню, даже тушенку из банки не все смогли съесть, вырубились.
                        День пятый. (пешком, примерно 10 и на автобусе 12)
   На следующий день сразу встать и пойти могли не все! Но... пошли. Дорога в этот день была не трудной. Мы дошли до Ленинградского шоссе, и , честно говоря, проехали на автобусе до Зеленограда. Идти вдоль Ленинградки было глупо, да и силы и время были на исходе.
Вывод был один - нам понравилось! Мы увлеклись своей идеей!

2003 год
Карта расположения немецких и советких войск в зоне наибольшего продвижения фашистов и пути нашего передвижения (примерная)
 К новому походу, мы, как нам казалось, подготовились серьёзнее – нашли более подробные карты, проработали маршрут, но…

Итак, по порядку... Писарчуком была у нас Рассказова Татьяна... Но записи изчезли. Вспоминаем.
День первый.
    Как всегда, выехали в пятницу. С нами пошел отяд "Таганка". От ж/д станции в Зеленограде подъехали на маршрутке до д. Каменка - это окраина Зеленограда.
Дальше двинулись по ЛЭП на пионерский лагерь. На нашей карте труба возле лагеря напоминала памятник, вот мы и "купились". К лагерю мы подошли уже в сумерках. Добрый сторож нас пустил, но сказал, что утром рано нам надо уйти. Приедет человек, который хочет этот лагерь купить. Костер нам разводить разрешили только в мангале. Помучались, но развели. Поели и легли спать.

День второй.
     Встав, по нашим меркам, рано, мы собрались, поблагодарили сторожа и пошли. Было решено завтракать, отойдя от лагеря. Позавтракали. Варан опять проявил свой талант в нарезке колбасы. Лесными тропами мы вышли в Надовражино. Зачем мы пошли в Дедово-Талызино - не помню, но, кажется, из-за магазина. По дороге на Петровское нам встретились памятники. Тогда мы еще не додумались отмечать их на карте, так что есть только фото.
    Во время привалов в деревнях нам удавалось побеседовать с местными жителями о том, что здесь было в 1941 году. В одной из деревень нам рассказали, что эта местность оказалась между фронтами, и немцы остановились буквально в нескольких километрах.(кажется в Петровском) Мы сами были удивлены, как иногда нам удавалось попасть в наш замысел, ведь тогда карты боёв у нас не было.
   На Волоколамское шоссе мы вышли в районе монумента «Рубеж славы», небольшая передышка позволила нам осмотреть памятники и посетить музей.
    Путь был неблизкий, нас ждало Рождествено. Там мы намеревались переправиться через Истру. Моста у деревни Рождествено не оказалось (так нам сказали местные жители, самим проверить сил не было, да еще и дождь начался) и нам пришлось нанимать транспорт и делать петлю.

Высадились в районе д. Чесноково и  направились в Ларушино. Честно говоря, хотели остановится у Честноково, но огомное количество нелегалов строителей, рыскающих по опушкам, заставило нас продвинуться дальше.
Вторая ночь застигла нас в безводной местности…  Утром пришлось собирать воду с ёлок, тентов и из лесных лужиц.

День третий.
    Честно говоря, от этого дня только обрывки. Маршрут на карте обозначен весьма условно. В лесу, судя по фотографиям, пришлось не сладко. Помним, что встретили товарищыа на квадрацикле, рассекавшего по заболоченной просеке. Помним, что вышли из леса на открытую местность возле реки Москва, рядом были шикарные дачи, кажется через них мы и вышли. Присев на склоне перекусили энергетической смесью (в этом походе мы отказались от обедов и перекусывали смесью из орехов, меда и  кураги). Потом помним подъем в горку и что вышли на дорогу. Дальше, то что вечерело, мы идем по дороге, а слева видны пятиэтажки и мы с ужасом думаем где встать на ночёвку. И помним прекрасное место ночевки на высоком местев лесочке возле реки, только за водой ходить нало было в овраг. А вот где все это было - помним очень примерно - никак! Даже фотографии не помогают.
 День четвертый.
В последний день мы точно шли по просеке, кажется с ЛЕП. Потом по краю оврага в котором текла речка. Затем переправились через речку (рюкзаки переправляли по веревке) и дошли до станции.
Заканчивался этот отрезок нашего похода на станции Дютьково окружной ж/д близ Звенигорода, так как именно там шли бои той зимой…
Наша идея всё больше и больше нас увлекала. К следующему году надо было решить проблемы с картами…

2004 год
   Проблему неточности карт было решено уменьшить при помощи GPS навигатора. Весь путь заранее был отмечен на новом приборе.
   Первой задачей стал поиск моста через Москва-реку, на карте ничего похожего не читалось. Но он есть, и мы его нашли.
Используя открытие прошлого года, мы устроили первую ночевку близ летнего лагеря. Администрация любезно разрешила нам брать питьевую воду и показала удобное место. Мы, следуя традиции скаутов, привели его в порядок и облагородили.
   На следующий день нам преградил дорогу аэродром, обозначенный на карте как большое поле. Пришлось делать незапланированный крюк.
   Дальше - дорога на Нарские пруды - места упорнейших боев. Западная сторона прудов почти нежилая, а вот восточная облюбована массой рыболовных баз.
Утром, после второй ночевки, мы случайно обнаружили конструкцию, напоминающую старую землянку.
Наш путь лежал на Акулово. По дороге мы встретили учительницу из Акулово, которая рассказала нам о музее в их школе, посвященном Акуловской операции. У нас появилась новая идея – надо побывать…
Продвигаясь все дальше на юг, мы все чаще упирались в военные объекты, обычно замаскированные на карте под поля или лагеря. Приходилось идти по дорогам.  Да и дороги, зачастую, вместо асфальтовых оказывались грунтовыми, что могло нас сбить с толку, если бы не наш помощник-навигатор.
Домой мы уехали из Наро-Фоминска, оттуда же мы продолжим путь в 2005 году…

2005 год

В 2005 году, продолжая поход по линии обороны Москвы, мы прошли отрезок Нара - Могутово - Савеловка - пл. 252 км. 23-25 апреля с погодой повезло меньше, чем с настроением.

Июль 2005 года
Никому ещё не известно, что он принесёт нам. Какие впечатления, эмоции, переживания ждут каждого из нас. Память о великом подвиге нашего народа – вот что движет нами и заставляет идти вперёд, забывая об усталости.
На этот раз нам предстояло пройти от станции Кресты, что находится под городом Нарофоминск, до Тулы.
      Наша группа высадилась, и сразу чуть не заблудились, после чего мы вроде пошли по правильному маршруту, прошли в районе 5 км и наткнулись на какую-то территорию, обнесенную бетонным забором, не обозначенную на карте. И конечно нам надо было пройти через неё, но нас, разумеется, не пустили и мы обходили всё это дело по глухому лесу через болото. Ближе к вечеру мы поняли, что наш отряд ночует вдали от реки или озера и будет затруднительно набирать воду в ближайшей деревне, но сделать с этим мы ничего не могли. И вот, нашим дежурным приходилось ходить в деревню, до которой было порядка 800 метров, что бы набрать воду на ужин и завтрак.
      Утром мы поели и, привыкнув к обстановке, снова отправились в путь. Не выбирая легких путей, наш руководитель повел группу через лес по ЛЭПу. Однако, как в последствии оказалось, это решение было не совсем верным, и нам пришлось сделать не большой крюк, что бы выйти на нужную нам точку. Было очень жарко, и, по приходу в деревню, мы не замедлив, окунулись в озеро, от чего мы испытали истинное наслаждение. К вечеру мы дошли до реки, на которой должна была состояться наша ночевка. Но в начале мы долго искали брод, а потом место для стоянки. С горем пополам мы встали на очередную ночевку.
      Впереди предстоял самый сложны день, поэтому, не теряя не минуты, мы отправились в путь. Была сильная жара, а маршрут в этот день пролегал в основном по дорогам и трассам, и жар от асфальта усиливал ее в несколько раз. Т.к. мы не укладывались по времени, нам пришлось отправить двух участников похода на место предстоящей ночёвки с приехавшими к нам из Москвы …А сами пошли дальше. Однако идти было настолько трудно, что пришлось воспользоваться чудесами техники и проехать на машине 4 км. Через 5 км. очередного пути мы увидели памятник, который представлял из себя мемориальный комплекс, включающий небольшую часовню, вечный огонь и плиты с фамилиями погибших во время войны. Пока мы дошли до места ночевки, не у кого не было сил не то, что развести костер и сходить за дровами, но даже поставить свою палатку.
      Утром мы встали очень рано, потому что как оказалось, Енот, которая составляла весь наш маршрут, где-то обсчиталась и теперь нам придется идти по 25км. каждый день, а если учесть, что мы очень любим заходить в лес и блуждать, то мы будем делать в день все 30 или 35км. Эта новость нас не могла не «обрадовать».
      Утро следующего дня началось с отрезка нефункционирующей засыпанной ж. д. Часть группы ушла вперёд, пропустив братскую могилу солдат 415 дивизии красной армии. После чего наш отряд разделился: часть пошла к месту ночевки, а часть на Малеево поле, на котором велись основные боевые действия в этом районе и представляющее собой копию поклонной горы. Небольшая стела с изваянием Ники отличалась от той, что находится в Москве не только своими размерами, но и атрибутикой. В руках она держала щит и копья. Особенно сильно мне врезалось в память её лицо. Скульптору удалось так тонко сочетать вместе и жуткие страдания тех времён, и молящую скорбь, и безмятежную отрешённость. Трудно оторвать взгляд от смотрящих на тебя спокойных глаз. Кажется, отвернувшись, ты предашь всё, ради чего жили люди, ради чего они умирали. Ни как не могу забыть и ту тишину, которая царит там. Тишину, давящую на тебя. Тишину, от которой закладывает уши. Ты стоишь и не слышишь шум леса, кажется, что даже произнесённое тобой слово провалится в эту Тишину.
      После того как вторая часть группы, в которой находился руководящей состав, добралась до места стоянки, было решено, что эту ночь все проведут в местной гостинице.
      На утро мы двинулись на город Кременки, который встретил нас теплотой и уютом. На его окраине находится музей, который, к сожалению, был закрыт, но сторож дружелюбно согласился предоставить карту сражений времен Великой Отечественной Войны. Музей входил в комплекс мемориального строения, и одна из его стен была декоративно украшена мрамором с перечнем имен героев отстаивавших рубежи Москвы. Выйдя из города, мы пошли по берегу Оки и наблюдали незабываемые пейзажи. На пути нам часто встречались разрушенные кирпичные здания, но одно из них запомнилось особенно сильно: оно было шести или восьми этажное, стояло на берегу реки и было похоже на средневековый замок.
      Наконец-то мы дошли до нашей промежуточной цели и подумали, что оторвемся по полной программе, затарившись в магазине. Но нас опять ждало разочарование, мы пришли в понедельник, а по понедельникам этот … магазин не работает. Весь следующий день мы провели на давно знакомом месте, где уже неоднократно бывали и чудесно проводили там время. Наконец – то удалось помыться и вдоволь накупаться.
      После дневки мы выдвинулись в Тарусу, город не только необычайно красивый, но и полный отголосков былых времён. Узкие улочки, маленькие деревянные дома, напоминающие сказочные теремки, незабываемая по красоте церковь, магазины, с названиями на манер прошлых лет. По пути, пройдя еще пару памятников и переправившись на катере на другую сторону Оки, мы двинулись лесом в сторону дома отдыха Велегож. Крутые подъёмы и резкие спуски, встреча одного из нас со змеёй, кустистый лес, невыносимая жара и другие препятствия заставили нас изрядно устать, но мы всё же продолжили свой путь. Пройдя несколько километров, мы встали на ночевку возле поселка Антоновка. Ужин и завтрак пришлось отложить, дабы не привлекать внимание отдыхающих в близлежащем пионерлагере. Однако утром, отойдя на безопасное расстояние, было решено перекусить.
      Двинувшись от Антоновки до Карташевки, мы прошли около 30км. и порядком запыхались. Лагерь в ту ночь разбили на берегу хоть и не очень большой, но удивительно чистой и холодной реки Вашана. На утро наша группа двинулась по чудовищной жаре вверх по ржаному полю и еле-еле до колодца, который был так нам необходим, потому что запасы воды давно иссякли. Мы долго искали нужное нам место, ведь на карте много неточностей: леса вырубают, реки пересыхают, небольшие деревеньки превращаются в элитные частные зоны. Наконец цель была достигнута и мы вышли к ранее действующему дому отдыха. На его территории нам встать не разрешили, и мы расположились чуть в стороне от него, около реки. Весь следующий день нам предстояло провести здесь.
      У младшей участницы нашего марафона был день рождения, и к нам приехали гости из Москвы. Вечер удался на славу. Продукты, от которых все мы уже успели отвыкнуть в походной жизни, казались вдвойне вкуснее.
      К сожалению, на следующий день нам пришлось прервать наш е путешествие и отправиться домой, т.к. двое наших друзей похоже получили лёгкий солнечный удар и были не в состояние продолжать дальнейший путь. К счастью сейчас с ними всё в порядке, и мы с нетерпением ждём следующего лета, чтобы продолжить наши приключения.

2006 год

Установлено, что в 1941 году фашистами были захвачены следующие деревни: Петрушино, Кострово, Клейменово. Здесь фашисты прорвали оборону и шли на соединение в районе Стригино. Они не смогли преодолеть последние 5 км. Однако, начать маршрут придется от Малазово или Никольское (на новом шоссе).
К северо-востоку от Никольского была деревня Николо-Выкунь, захваченная немцами, а юго-восточнее неё еще несколько деревень, сейчас изчезнувших. Далее деревни: Бяково, Желыбино, Струнино. Предполагается пройти через Бяково и Струнино. Но у д. Желыбино обозначение то ли памятник, то ли труба. Оказался монумент на кладбище (см. ниже)

Были захвачены: Ревякино, Крюково, Ивановка. Машрут так и пойдет. Далее есть информация только о деревнях Теляково и Мокрый Корь. Промежуток не ясен... Пойдем через: Денисово, Горопово.
Далее, линия обороны уходит на север на Павловское и Каширу. За первые праздники мы не успеваем дойти до Каширы. Предлагаем доехать от Мокрый Корь до Мордвеса (эта территория была захвачена) и уехать домой на электричке. На День Победы предлагаем продолжить поход и пройти участок от Мордвеса (или Мокрый Корь) до Павловское, Пятницы, Ковыстово и Каширы. На этом проект Линия обороны Москвы будет закончен!
От поворота на Ясногорск до Никольского - 5 км. От Никольского до Бяково 11 км. До платформы 170 км - 3,5 км. До Ивановки через Сухотино 7 км. До Денисово - 9 км. До реки 3,4 км. До Харино (дорога на Мордвес) 8 км. До Мокрый Корь - 7 км. Итого протяженность маршрута сотавляет 54 км. 1-ый день -16 км, 2-ой день - 23 км, 3 день 15 км по дорогам. Подъезд до Мордвеса.
      Так был распланирован маршрут на майские праздники 2006 года... Однако, жизнь вносит свои коррективы.
      29 апреля 6 часов утра мы все встречаемся у метро. Пришли почти все не хватает двоих Миши и Жени. Через 30 минут появляется Женя, она проспала (не услышала будильника), а еще через 10 появился и Миша. Едем на автобусную станцию, нас уже там ждут Лиза и Саша. Где-то в метро подцепили Снега, хороший оказался Снег, полезный - через речку нас переносил, банки нам открывал, помогал, в общем. Приехав, узнаем замечательную новость, что билеты на автобус до Тулы раскуплены до 12 часов. Это никого не расстроило, потому что все уже привыкли, что не одна наша поездка не обходится без приключений. Немного подумав, что делать решаем ловить свободную маршрутку и за договорную цену просить довезти нас до места. Уже через 20 минут грузим вещи в маршрутку, и по цене, кстати, получилось намного дешевле, чем на автобусе ехать. В который раз убеждаемся, что все, что не делается, делается к лучшему!!!
По дороге мы несколько раз останавливались...то попить, то пописать. Но водитель оказался терпеливым. Всю дорогу он очень боялся проскочить нужный нам поворот на Ясногорск. В процессе разговора выяснилось, что автобусы идут вообще не по той трассе... Ехали долго, зато некоторые успели отлично выспаться!Через пару часов мы на месте. Мы попросили высадить нас у памятника. Сделав пару фотографий и перекусив, мы начинаем на маршрут.
      И как мы не надеялись на спокойный путь, идти без проблем нам не удалось то болото, то речка, все поля погорели, за время похода нами были отработаны все виды переправ! Для меня текст от имени Волковой Даши и Аси это был первый поход, но, что странно, я совершенно не устала, а даже наоборот, а она, даже если и устала, то совершенно этого не показывала-прыгала с нами по болотам и пела песни. Ну это ладно, а вот шёл с нами Миша, так тот вообще шел с рюкзаком, гитарой, и на ходу пел песни так, что нас наверное слышали все окрестные деревни, удобно! Живое радио, да ещё и дрова собирает...

А идти по болоту вообще весело! «Ой! Левая нога промокла…Ой! Правая нога промокла…АААА!!! Терять уже нечего!!!» и напролом…В первый день набрели мы на какую то деревню, на какую точно не знаем, пытались там информацию собрать, но в деревне оказались одни лишь дачники…жаль…Ну хоть колодец нашли, и то хорошо! Это была деревня Никольское.
      А вот девчонки наши - Оля (Львица) и Женя всегда мечтали попробовать себя в роли телеведущих, и вот им выдался, наконец, удобный случай. Оля и Женя стали организаторами нового телеканала, под названием «Лесной», на котором подробно комментировались все события похода. Среди передач на телеканале были такие, как реалити-шоу «Колония», ток-шоу «Поговорим о…» и самые популярные КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ! Слушать все это было безумно весело.       Правда канал вещал на некотором удалении от основной группы, так что я не услышала ни одной передачи... А может плеер в ушах мешал...       От Никольского пошли на северо-восток и, перейдя речку, свернули на юго-восток, группа растянулась и пришлось сделать привальчик... Осматривая обгоревшие окресности, мы заметили в перелеске станно двигающихся людей... Снег отправился на разведку. Оказалось, что это кладоискатели! На этом месте раньше находилась деревня Николо-Выкунь и был храм. Металоискатель помогал им выкапывать из земли старые монеты!!!
Кладоискатели сказали, что следов боёв здесь не видно, да и металоискатель не показывает остатков снарядов или гильзы. Они же сообщили о некотором препятствии впереди (мы и сами догадались, изучив аэрофотосъемку этого участка).       Интересно, почему же нет свидетельств боев? Ведь эта территория точно была захвачена и Николо-Выкунь звучит в военных документах...       Решено было двигаться через лес по GPS до высоты 271 и далее по направлению к Бяково. Лесочек оказался милым... Сплошные овраги и речушки, вымотались мы прилично...
      Ну, я думаю ни для кого уже не секрет, что скауты никогда не обходятся без приключений. Вот и в этот раз на ночевку мы остановились в очень милом местечке, типа «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Только одна больная кукушка оповестила нас о своем присутствии часа в 4 утра, чему мы были, несомненно, «рады»!!!
Место мы нашли, конечно, самое лучшее: темно, тихо и мокро…Мокро, а воды почти нет, только ручеек, мааааленький такой. Переночевали вроде спокойно, только бедный Миша, обделённый спальником, спал на пенке у костра, чему, надо сказать, был даже рад. Ночью вода в палатке конденсировалась и очень неприятно и мерзко капала на лицо.
Просто, мы чуть сместились от предполагаемой речки. Думали встать от Бяково, а оказались юго-западнее. На GPS нет карты Тульской области, а точки выставили не все... Да еще и батарейки садились... Мы точно знали, что находимся около речушки, но не могли её найти. Разведка вышла в 3 стороны, но ничего не обнаружила. Связавшись по сотовому с Обаятельной Лаской, мы передали наши координаты. Лена подсказала нам, что мы находимся в районе цифры 9 высоты 259. Получив ориентир, мы быстро нашли ручеёк, который был от нас метрах в 150...
А про место не надо так скептически, нормальное место было на возвышенности, и не такое уж темное...
      Утром поели, собрались, все как обычно, вот только одна проблема: «Как выйти из леса?»-слооожно…Снег даже на дерево залез, (Хотя, ему объясняли, что это бесполезно, да и, вообще, мы знали куда идти, примерно...) ) но дерево оказалось низковато… Но где наша не пропадала? ВЫШЛИ! Дошли до деревни, ребят отправили искать магазин, а мы пошли на поиски информации о войсках, находившихся в Желыбино во время войны.

Магазин нашли, да и информации собрали немало: поспрашивали у местных жителей, разговаривали с учительнице Ревякинской школы, и от неё узнали, что в деревенской школе есть музей, посвящённый боям, проходившим на этой территории, и что неподалёку от деревни есть братская могила, на которой захоронены войны, защищавшие деревню. Многие отправляли нас к бабушке, которая жила там во время войны и прекрасно помнила, что там происходило. От неё мы очень многое узнали, много интересного, а говорила она, как будто это все вчера было: со всеми подробностями.
Рассказали нам о том, что немцы пришли неожиданно, советский войск в деревне не было... Сначала, появилась одна машина, солдаты осмотрелись и уехали, затем в деревню вошла целая колонна. Интересно, что фашистские машины шли под красными флагами! Так мы и не поняли, то ли "маскировались" под наших, то ли местные жители приняли фашисткие красные знамена со свастикой на белом круге, за наши красные флаги...
Фашисты быстро расположились в деревне, но самое большое здание в котором теперь детский дом, не использовали, видимо, боясь бомбёжек. В этом доме спрятались молодые ребята - подростки, которые могли пострадать от фашистов. Хозяину дома, в который мы зашли, тогда было 16 лет, через несколько дней вынужденного заточения, он решился сходить домой за едой, но был схвачен оккупантами. Приняв его за партизана, фашисты уже хотели его убить, но за молодого парня вступилась жительница деревни, сказав, что это её жених, и что он не партизан. Ребят заставили таскать в дома солому, на которой и располагались фашисткие солдаты. Убийств в Желыбино не было. В соседнее Бяково фашисты ходили за яйцами и курами. Еще, они приказали вырубить все деревья в радиусе 200 метров вокруг деревни...
Однажды ночью, к деревни подошли наши разведчики - 40 человек, один из них случайно ударил винтовкой о пень спиленного дерева... Прозвучал выстрел. Фашисты тут же подожгли ригу, находившуюля на краю деревни, Вся местность осветилась, как днем, наши разведчики оказались, как на ладони... Никто из них не выжил... Личности шестерых смогли потом установить, а 34 так и остались безымянными солдатами, отдавшими свои жизни в боях за нашу столицу.
Через 3-4 дня фашисты так же незаметно покинули деревню и больше не возвращались.
На братской могиле, что находится на деревенском кладбище, похоронено 40 разведчиков и 1 летчик, чей самолет был подбит в небе над Желыбино в 1943 году.
      Сообщение с телеканала «Лесной»: «Сегодня (30 мая) наше телепроэкт «Колония» покинули 3 человека: Лиза - подвернула ногу, бедная, Саша - вместе с Лизой и Снег, причина ухода которого, так и осталась для нас тайной, мы можем только догадываться о его дальнейшей судьбе…» Посадив наших на маршрутку и распрощавшись, довольные собой мы вышли из деревни и направились в сторону кладбища.
Посетить братскую могилу мы были просто обязаны. Там было захоронено около 40 человек, только 7 имен были на плите, имена остальных не известны…Очень приятно было видеть, что за могилой ухаживали, даже не смотря на то, что деревня была довольно маленькой: «Никто не забыт, ничто не забыто…».
      После кладбища мы зашли в деревню, и странным образом оказалось, что мы немного не успеваем по времени, а именно, что до места ночевки нам идти ещё 20 км!!!., а уже темнело, да и устали мы… наверное в Желыбино слишком задержались, но это того стоило! В этой деревне Струнино тоже была братская могила, но она была в намного худшем состоянии, чем первая. Это нас расстроило… а вот братскую могилу не помню...
      Мысль о том, что нам надо пройти ещё 20 км как-то нас совершенно не радовала…Пройдя ещё чуть-чуть остановились - привал, который немало порадовал нас. Мало того, что мы с Аней услышали из-за забора знакомую музыку и сил у нас от этого прибавилось, так ещё кто-то из местных добровольно поведал нам о войсках находившихся здесь во время войны.
Местный житель, мужчина среднего возраста, рассказал нам, что рассказывал ему отец. В деревне Струнино обосновались танковые части фашистов, которые вошли так же как и в Желыбино, без боя. Уже на следующий день прилетел советский самолет-разведчик, а еще через день подошел бронепоезд. Дело в том, что возле Срунино проходит железная дорога, и с высокой насыпи деревня видна, как на ладони...
Параллельно, по немецким войскам начали бить "Катюши" из лесного массива севернее Струнино. "Простояв" в поселке несколько дней, фашисты отступили.
Все это, конечно, нас обрадовало, но расстояние от этого не уменьшилось, и было решено остановиться на ночёвку у ближайшего водоема. Место, надо сказать, мы нашли отличное: речка рядом, пейзаж красивый такой. Аня и Таня сразу же ушли в лес искать место для шалаша, чтобы, наконец, сдать на скаутов. Энерджайзер-Миша собрал дров, развели костёр, а вот тут и началось самое интересное…На ужин, по-моему, была гречка, и мешала её я…в одной руке у меня был половник, а в другой перчатка, которой я держалась за тросик, чтобы кан не качался. Вдруг ОП! А где же перчатка? Я сначала подумала, что она в костер упала, посмотрела - вроде нету, а потом начала мешать гречку и…наверное всем было очень вкусно есть кашу с перчаткой…Аня и Таня поели и пошли в лес. Ну, дальше все как обычно: песни у костра (и удивительно! у Миши энергия в течение всего дня не заканчивалась вообще!), разговоры, комары…
      Дело в том, то мы немного изменили маршрут. Если бы мы действовали по плану, то ночевка должна была быть в районе Бяково, а дальше Струнино, Бараново и т.д. Но, движение по реке от места ночевки вывело нас на Желыбино... Находились мы в нем не менее 3 часов. Затем крюк на Струнино, а уже потом платформа 171 км, Бараново, Сухотино... Первоначальный маршрут на этот день составлял 23 км. Но, со всеми крюками, получалось 28 - 30 км. Прошли мы 15 км.
Мы, конечно, хотим проходить маршруты так, как запланированно, но гораздо важнее получить интересную информацию и, в этом плане, Первомай 2006 года был самым удачным походом. В Бараново, на западном краю поселка тоже есть братская могила. Сухотино прошли краем и ничего примечательного не заметили.
Утром, с надеждой, наконец, оказаться дома и помыться, собрались и пошли. Идти было безумно весело, т.к. путь лежал через ЛЭП (там было очень мокро - болото), и постоянно тот с одного конца колонны, то с другого слышались крики: «А! Я промокла!», «Моя нога!», «Вытащите меня кто-нибудь!!!»…Один Миша невозмутимо шёл со своей гитарой и исполнял функцию живого радио. Дошли до поселка Гигант, там остановились у магазина, чему все были несказанно рады, а оттуда на машине, партиями по 4 человека, до Ясногорска и на электричке до Москвы…=) В метро на нас все странно как-то косились, видимо пахло костром от нас сильно…И вот наконец дома…
По итогам похода можно сделать следующие выводы: фашисты, прорвав оборону в районе Ревякино, Руднево беспрепятственно продвигались вглубь территории. Однако, их целью была автомобильная дорога, соединяющая осажденную Тулу с Москвой. Все силы были брошены на северо-запад от Ревякино, навстречу войскам, наступавшим в районе Поповкино. Продвижение немецких войск на север, в сторону Ясногорска и Москвы, при условии существования в тылу такого крупного очага сопротивления, как Тула, могло привести к окружению передовых частей фашистов. Удары советских войск по авангардам наступавших на встречу друг другу немецких частей в районе Костино, поставило немецкий клин в районе Ясногорска на грань окружения. Это и стало поводом к столь спешному отступлению фашистов с этой территории.